Перейти к основному содержанию

Хлебомобиль, круглогодичное лето и другие моменты из жизни браславского пекаря

Что может быть лучше запаха свежеиспеченного хлеба по утрам? “Ничего” — скажет Владимир Свириденко, браславский пекарь, который на протяжении трех лет каждое утро как по часам привозит на продажу свежую ароматную выпечку.

— Я считаю, что каждый человек должен стремиться к тому, чтобы найти свое дело. Очень часто на нелюбимой работе мы чего-то ждем: обеда, конца рабочего дня, пятницы. В таком вечном ожидании мы упускаем одну очень важную истину: жить нужно здесь и сейчас. Раньше и я жил в таком режиме. Но мне повезло, я нашел себя.

Идея выпекать хлеб Владимиру пришла случайно. Когда-то давно он купил хлебопечку, но за ненадобностью она просто валялась дома. Спустя какое-то время Владимир наткнулся на нее и подумал: “А почему бы не попробовать?” Ну и попробовал. Сначала ничего не получалось, было много брака. Первым поклонником хлеба стала собака, которая с удовольствием уплетала все, что ей давали. С течением времени и практики хлеб пришелся по душе уже и людям. 

Конечно, процесс перехода к действительно качественной продукции занял время. Начинать с нулевым опытом всегда довольно сложно. Но, как оказалось, профессиональные успешные пекари довольно открытые люди, которые готовы ответить на любые вопросы. 

— Никто не выкладывал мне план действий, где просто нужно взять и сделать, — делится Владимир. — Но каждый, к кому я обращался за помощью, давал советы и подталкивал в нужном направлении. 

Первое время Владимиру пришлось не очень сладко. Были “добрые люди”, которые считали своим долгом сказать, что пекарство — это не мужское занятие и покрутить пальцем у виска. Но это, к слову, не правда. Очень многие известные и успешные мировые пекари являются именно мужчинами.

Начало торгового процесса также съело много нервных клеток. Как же убедить людей в маленьком городке покупать свою продукцию? 

— Я считаю, что изначально выехал на банальном любопытстве. Людям просто было интересно, что же там такое. Распробовали, понравилось. Дальше сарафанное радио, какие-то тексты в интернете и пошло поехало. Как-то даже специально люди из Гомеля приезжали, чтобы купить хлеб. Сказать, что я был в шоке — это ничего не сказать.

Рабочая смена Владимира начинается в 10 вечера и длится всю ночь. Хлеб любит время, в среднем ему надо 6-7 часов. Спешка в этом деле не подруга. Поэтому и график получается довольно тяжелый. На сон времени остается не очень много. Зато в выходной день организм может требовать до 20 часов сна. 

— Выпечка — это не работа и даже не хобби. Это образ жизни, — уверенно заявляет Владимир.

Большую популярность у публики заработал хлебомобиль: велосипед с прикрепленной к передней части тележке, где в ящиках лежит теплая выпечка. Согласитесь, довольно необычное зрелище. Более эпично конструкция выглядит зимой: на улице минус, а хлеб-то горячий, парит во всю. Кажется, будто паровоз по дороге едет.

Одним из плюсов маленького производства для Владимира является то, что можно действительно посвятить себя процессу выпечки. На больших предприятиях, где главным показателем считаются объемы готовой продукции, работает просто бездушный конвейер. А ночью на кухне каждой буханке уделяется должное внимание.

Сейчас Владимир занимается выпечкой один. Есть небольшая команда, которая помогает с доставкой и торговлей. Но самим творческим процессом пекарь пока ни с кем не поделился. Но все же есть и такие планы. 

— Команда потихоньку начинает расширяться. Все-таки это дело нужно любить. Я готов обучать, рассказывать, делиться своим опытом. Но только с теми, кто действительно горит делом. На самом деле, процесс довольно трудоемкий. Температура дома ночью всегда 30+ градусов, а это все-таки нагрузка на организм. Бывает выйдешь из своего “лета” ночью на зимнюю улицу, где -10 градусов, вдохнешь полной грудью морозный воздух и опять за работу. К слову, с того момента, как я начал заниматься выпечкой, еще ни разу не болел.

Продажи Владимир осуществляет в центре города (рядом с магазином Виталич) в специально оборудованной палатке для уличной торговли. Палатка защищена от осадков, но, скажем честно, желающих работать в таких условиях не очень много. Продажи осуществляются в любую погоду: дождь, град, ураган, снег. Это все не важно. Главное — быть на месте и не разочаровать тех, кто даже в непогоду прибегает за полюбившимся хлебом. 

— Однажды продавали в мини-ураган. Буханки весом в 1.5 кг сдувало. Но ничего, справились, — вспоминает Владимир. — И зимой спрос есть. Да, хлеб замерзает и становится как доска. Но многие знают, что его нужно просто разогреть, тогда он вновь станет мягким и ароматным. Некоторые туристы закупают хлеб большими порциями и специально его замораживают, чтобы сохранить подольше. В такие моменты понимаешь, что твой труд действительно ценен.

Самый сложный, но в то же время очень интересный аспект работы для Владимира — непосредственные продажи. 

— О хлебе я могу говорить часами. Поэтому на все вопросы покупателей я отвечаю очень подробно: как выпекаю, какие ингредиенты использую и так далее. Многие люди очень открытые, им самим интересно со мной пообщаться и узнать что-то новое. Иногда мне в вайбере присылают фотографии, как дети с удовольствием уплетают мой хлеб или булочки. Это заряжает просто невероятными эмоциями. Бывают, конечно, и недовольные. Но всем мил не будешь и с этим надо жить.

Ценник своей продукции с магазинной, признается Владимир, даже и не сравнивал. 

— Я знаю, за что выставляю цену. Все продукты, которые я использую для изготовления, качественные, белорусские. Сгущенка, к примеру, Глубокского МКК. Все свое, рядышком. Были поставщики, которые предлагали варианты и подешевле, но зачем? Я ручаюсь за качество своей продукции. 

На “вчерашнюю” продукцию Владимир предлагает хорошие скидки. Иногда просто раздает то, что осталось. 

— Это было на Новый год, — вспоминает Владимир. — У нас тогда выдались как никогда длинные выходные. Тогда меня называли хлебным Дедом Морозом, потому что я просто ходил и раздавал свой хлеб.

На сегодняшний день ассортимент продукции довольно разнообразен: белый хлеб с тмином, чесночный багет (лидер продаж), солодовый серый хлеб, булочки с корицей, изюмом, сгущенкой и джемом. К Новому году ожидается новая кондитерская продукция с бельгийским шоколадом. 

Планы у Владимира на ближайшее будущее грандиозные: собрать команду, расширить товарный ассортимент и рынки сбыта. В планах открыть мастерскую в Браславе и наладить продажу в Минске.

Завтра нас всех ждет новый день. Поэтому Владимир встает и идет замешивать тесто, чтобы встретить свое утро вместе с манящим ароматом свежей выпечки.